Валерий Табаков: «В обозримой перспективе в Омске начнется технологический бум. Я в этом уверен»

29 Июня 2016

Год назад группа «Астерос», специализирующаяся на проектировании и построении комплексной инфраструктуры и систем безопасности, официально заявила о своем намерении принимать непосредственное участие в развитии информационных технологий Омской области. Первым совместным проектом с правительством региона стал «Навигационно-информационный центр Омской области», акционером которого является омская «дочка» группы — ООО «Навигационные системы-Сервис».

На минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с Валерием ТАБАКОВЫМ, возглавляющим сервисное, аутсорсинговое и консалтинговое направления в группе «Астерос» (работают под брендом «Атринити»), и выяснил, что ожидает компания от реализации инвестиционного проекта.

— Валерий, правильно я ли понимаю, что цель вашего визита — ознакомление с текущей стадией реализации проекта «Навигационно-информационный центр Омской области»?

— Да, это было важной частью программы визита. Прошел ровно год с тех пор, как мы договорились о сотрудничестве с правительством Омской области, и сейчас настало время оценить предварительные результаты совместной работы. На данном этапе нам важно определиться, какие дальнейшие шаги необходимо предпринять, чтобы двигаться вперед и эффективно реализовать все намеченные планы.

— Как вы оцениваете финансовые перспективы проекта?

— На ближайшие год-два у нас достаточно консервативные финансовые ожидания по прибыльности проекта. Мы прекрасно понимаем, что в текущей экономической ситуации очень сложно строить выверенные долгосрочные экономические прогнозы. И нужно учесть, что проект не у всех встречает поддержку. Для нас важно объяснить, что мы не создаем структуру, которая будет контролировать все перевозки в регионе, а хотим предложить омским предпринимателям еще один инструмент, который позволит им вести бизнес более эффективно, а региону в целом — повысить транспортную безопасность и экономическую активность предприятий.

— Чем руководствовалась «Атринити» при выборе Омска?

— Могу назвать несколько причин. Во-первых, мы активно следим за развитием регионов, считаем их локомотивом роста экономики. Особый акцент делаем на стратегические планы и интерес к инвесторам со стороны региональной власти. И, прежде чем войти в инвестиционный проект, обязательно изучаем программы комплексного развития регионов, чтобы понять, как местная власть видит будущее региона в ближайшей перспективе и каким образом наша экспертиза может способствовать реализации этих планов. Так, у Омской области есть внятная и очень профессионально подготовленная стратегия развития. Есть и отдельная долгосрочная ИТ-стратегия, принятая в 2012 году, что нас приятно удивило и послужило одним из критериев «зеленого света» по проекту.

Во-вторых, с Омском много связей у меня лично (улыбается). Я впервые приехал сюда еще в 1990 году, во времена Советского Союза. Омск тогда был закрытым городом, а я был молодым сотрудником отдела продаж советско-итальянского совместного ИТ-предприятия. И потом я на протяжении долгого времени практически постоянно посещал Омск. Позже мы открыли здесь филиал компании, очень плодотворно сотрудничали с Омским НПЗ, Сибнефтью, Омскэнерго, Омскгоргазом и другими крупными компаниями. Поэтому, в некотором смысле, я считаю Омск родным для себя городом.

— Почему было принято решение войти в проект «Навигационно-информационный центр Омской области» через омскую компанию «Навигационные системы-Сервис»?

— Мы рассматриваем все проекты как равноправное партнерство участников для достижения общих целей. В частности, когда мы заходим в регион, то зачастую ищем местного партнера, на которого можем опереться. Компанию «Навигационные системы-Сервис» в Омске выбрали не случайно. Она давно работает на рынке навигационных услуг, имеет хорошую репутацию и специализируется на тех же услугах, что и НИЦ Омской области. Именно поэтому мы смогли за достаточно короткий период времени построить соответствующую инфраструктуру и подключить порядка 6 тысяч единиц транспорта. Кстати, по нашей оценке, весь категорийный транспорт в Омской области — это порядка 20 тысяч единиц. Почти треть рынка менее чем за год — это неплохой результат, на мой взгляд.

— То есть вы довольны, как развивается этот проект?

— Да, конечно. Признаюсь, вначале думали, что будет тяжелее. Но мы здесь ощущаем существенную поддержку со стороны власти, что положительно сказывается на успехе проекта. Мы хотим продолжать развиваться в регионе, и нам очень важно, что власть нам доверяет как профессионалам, дает возможность эффективно управлять проектом, при этом сохраняя контроль над ключевыми этапами и бюджетом.

— Не многие сейчас верят в потенциал Омской области…

-Могу с уверенностью сказать: за последние 10 лет в Омске произошли существенные инфраструктурные изменения. В регионе всегда было много талантливых людей, и меньше их не стало. И если судить по тому, как складывается ситуация в экономике России в целом, Омская область — это регион с очень хорошим потенциалом. Его реализация — задача региональной власти, представителей бизнеса и инвесторов. Если будет вестись целенаправленная работа и осуществляться активная поддержка предпринимательской инициативы, то в обозримой перспективе в Омске начнется технологический бум. Я в этом уверен.

— С учетом этой перспективы, каким Вы видите взаимодействие в рамках проекта с миноритарным акционером — Омской областью?

— Взаимодействие должно строиться на принципах партнерства — каждая из сторон обеспечивает максимум усилий для получения намеченных финансовых результатов, в итоге выигрывают и бизнес, и регион. Мы считаем, что функция государства — определение стратегии, а также организационных и законодательных мер по поддержке ее реализации. Главная задача правительства Омской области — задавать направление для развития ИТ-инфраструктуры региона с учетом экономических приоритетов. Вторая по важности задача, как я уже отмечал, это законодательная долгосрочная поддержка инвесторов, приходящих в регион.

— Бюджетных инвестиций в АО «НИЦ Омской области» не было?

— Региону выделялась субсидия из бюджета в рамках федеральной программы для создания НИЦ. Субсидия предназначалась для формирования акционерного капитала, и эта цель выполнена — капитал АО «НИЦ Омской области» сформирован. Отмечу, что большая его часть — это деньги частного инвестора.

— В июне 2015 года, когда вы подписывали с правительством области соглашение о сотрудничестве, шла речь об инвестициях в создание регионального ЦОД — центра обработки информации. Эти планы все еще в силе?

— На текущий момент мы действуем в соответствии с ранее согласованными планами. Одним из важных направлений деятельности «Астерос» является строительство дата-центров. У нас сильные специалисты, обширный проектный опыт. При этом, когда мы заходим в регион, то в первую очередь рассматриваем именно капиталоемкие проекты. Безусловно, Омск интересен с точки зрения размещения мощностей ЦОДа. Ближайший, насколько я понимаю, находится в Новосибирске, а в Омске есть высокая потребность в информационных ресурсах. Мы рассматриваем создание дата-центра и в привязке к различным региональным программам — таким, например, как «Безопасный город». Да и будущим омским технопаркам тоже будет нужен ЦОД. В текущих условиях все больше и больше компаний фокусируются на снижении издержек. Содержание собственной ИТ-инфраструктуры — одна из существенных статей бюджета. Получение ее в виде услуги на условиях аренды — эффективный вариант, сокращающий затраты и позволяющий гарантированно использовать ее возможности круглосуточно все 12 месяцев в году.

— С площадкой вы уже определились?

— Мы предприняли определенные шаги по выбору площадки, и сейчас рассматриваем два варианта размещения будущего ЦОДа. Выбрать место не так просто. Есть определенные ограничения по безопасности, санитарным нормам, электроснабжению.

— О какой сумме инвестиций идет речь, если не секрет? И сколько времени займет строительство ЦОДа?

— Срок реализации всего проекта — от года до двух: объект можно вводить в эксплуатацию частями. Оценочная минимальная сумма инвестиций для ЦОДа на 30 — 40 серверных стоек — 400 — 500 млн рублей, давать более точные оценки я сейчас не готов, есть много переменных. Далее все зависит от потребностей в информационных ресурсах и, соответственно, масштаба дата-центра.

— Среди будущих клиентов регионального ЦОДа будет Омский НПЗ?

— В деталях обсуждать коммерческую сторону использования ЦОД пока рано. Мы предполагаем, что многие нефтяные компании, в том числе и «Газпром нефть», сегодня рассматривают вопрос расширения своих ИТ-мощностей. Речь идет в том числе о поиске площадок для строительства ЦОД и аренде готовой инфраструктуры. Омск тоже рассматривается в качестве одного из вариантов. Выбор пути всегда зависит от реальной потребности бизнеса, экономической целесообразности проекта для заказчика.

— Насколько я помню, у компании «Навигационные системы-Сервис» были большие планы, планировалось расширяться на рынках навигационных услуг в других регионах…

— НИЦ Омской области — это проект в пределах региона, который реализуется совместно с правительством Омской области. А «Навигационные системы-Сервис» — это компания, которая хорошо себя зарекомендовала, работая по Сибири и Дальнему Востоку, и это направление необходимо развивать, разумеется.

— В прошлом году ваша компания заявляла, что стала резидентом омского ИТ-парка

— ИТ-парк — это высокая концентрация талантливых людей и идей. Мы уже много лет являемся резидентом Сколково, у нас есть продукты, которые были созданы в рамках этого партнерства, и мы их активно продвигаем на рынке. Участие в проекте омского ИТ-парка мы рассматриваем прежде всего как площадку для взаимодействия с передовыми локальными ИТ-компаниями, место, где получим возможность для совместной разработки продуктов, а также развития дополнительных компетенций и создания новых рабочих мест.

— То есть вы рассчитываете увидеть в ИТ-парке интересные стартапы?

— Разумеется, нам интересны новые перспективные разработки. Спрос на российские решения растет, идет «цифровизация» бизнеса и промышленности. Мы хорошо чувствуем этот тренд и уверены, что сотрудничество с ИТ-парком поможет найти новые идеи и партнеров по развитию новых продуктов. Это подтверждает наш опыт в других регионах. Так, например, в Москве мы нашли очень интересную команду и решение, интегрировали их в «Астерос» и сейчас продвигаем один из самых сильных, как я считаю, продуктов класса «сервис-менеджер» на российском рынке. Он может применяться для повышения качества процесса эксплуатации бизнес-центров, гостиниц, торгово-развлекательных комплексов, жилых зданий и прочих объектов недвижимости, где ежедневно приходится решать колоссальное количество проблем и сталкиваться с человеческим фактором. Проще говоря, когда в офисе не работает Интернет, а в соседнем нужно починить розетку, но в сервисной службе почему-то путают заявки и вы с пустяковой проблемой разбираетесь несколько дней, то вы — наш клиент. Наш программный продукт систематизирует все сервисные задачи и контролирует, чтобы нужный специалист приходил своевременно, именно тогда, когда нужно, и качественно выполнял свою работу. И, следуя тренду, сейчас продукт доступен в том числе по «облачной» модели.

— Рынок программных продуктов долгое время был занят практически полностью иностранным ПО. Сейчас власть осознала эту проблему и все вокруг стали говорить об импортозамещении в ИТ-сфере. На ваш взгляд, это вопрос только лишь государственной безопасности? Или не только?

— Разработка и внедрение собственных программных продуктов — это глобальный вопрос, он касается и безопасности, и эффективности продуктов, предлагаемых иностранными разработчиками, а также в целом инновационного престижа страны. На мой взгляд, государство действует сегодня правильно. Не секрет, что некоторые решения, которые продвигают на российский рынок крупные западные компании хоть и несут в себе опыт десятков тысяч внедрений по всему миру, но также «отягощены» грузом прошлого, так как изначально создавались много лет назад и унаследовали в отдельных моментах устаревшие алгоритмы и технологии. Российские разработчики могут выводить на рынок совершенно новые технологии, на перспективных платформах, с использованием новых инструментов программирования. Они легкие, адаптивные, внедряются за полтора-два месяца, работают намного эффективнее и обходятся заказчикам существенно дешевле. У нас, к примеру, есть интеграционная платформа «Астерос Бизнес Контакт», созданная в рамках упомянутого партнерства со Сколково. Есть уникальное решение «Астерос Контакт Авиа», обеспечивающее контроль за безопасностью «чистых зон» в аэропортах. Есть навигационный продукт «АРГО», который уже работает более чем в 60 регионах России. Основа этого продукта — интегрированная ГИС-система, разработанная вашими земляками — специалистами ООО «Навигационные системы-Сервис». Еще несколько решений у нас находятся в стадии тестирования, и мы надеемся, что скоро сможем предложить их нашим заказчикам.

— Все сейчас жалуются на невозможность привлечения средств, жалуются на банки. У вашей компании, видимо, нет проблем с банками…

— Все банки, поверьте, заинтересованы в выгодном размещении капитала. Просто сейчас внимание к деталям резко увеличилось, легких и дешевых денег сейчас на рынке нет. Все проекты, которые запускаются банками сегодня, это проекты с надежными, проверенными партнерами. Для банка не столь важно, большая у вас компания или маленькая, важна кредитная история. Если есть определенное количество успешно реализованных проектов, то банки обязательно заинтересуются и профинансируют следующий проект.

— Правильно ли я понимаю, вы из тех людей, кто считает кризис лучшим временем для инвестиций?

— Инвестировать в кризис сложно, никто не спорит. Это настоящее искусство. Но я считаю, что расширять бизнес нужно именно в непростой период. Во многих спортивных состязаниях часто рывок делается на самых сложных виражах — именно для него копятся силы, и именно он формирует фундамент для сохранения конкурентоспособности и темпов роста бизнеса.

НАВЕРХ